ФНС проявляет инициативу

По данным Минфина на сегодняшний день объем “серого” фонда оплаты труда составляет от десяти триллионов рублей ежегодно. Зарплаты в конвертах полностью или частично получает примерно четверть трудоспособного населения России. В результате ФНС не может обеспечить адекватный  сбор налогов и  взносов, что негативно отражается на экономике страны. В этой связи налоговики, в ходе исполнения поручения Правительства о повышении эффективности налогового администрирования, обратились в Минфин и Минтруд с инициативными предложениями о расширении своих полномочий по контролю и надзору в сфере трудовых отношений и самозанятости населения. Конструктивные идеи налоговиков о необходимости внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство были изложены в письме ФНС за номером ЕД-4-2/9126@, а также в ряде последующих писем, направленных в адрес Минфина и Минтруда.

Что хочет ФНС?

В настоящее время налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор только в рамках налоговой проверки, а для ее назначения требуются веские основания и предварительное осуществление множества бюрократических действий. В этом, по мнению налоговиков, и заключается основная проблема.

Современные информационные технологии предоставляют широкие возможности для мониторинга и выявления “серых” схем. В частности, в распоряжении налоговой службы сейчас имеется много эффективных программных продуктов, позволяющих отслеживать сложные цепочки финансовых махинаций. Но если подключить эти программные продукты к соответствующим базам данных (например, к информационным ресурсам банков и Минтруда) и на основе свободного доступа (вне рамок проверки), то результативность работы налоговой может достигнуть 100% уровня. В случае предоставления сотрудникам ФНС возможности получать определенную информацию о физических и юридических лицах, и только на основе ее анализа, без назначения налоговых проверок, выявлять “серых” работодателей и самозанятых, можно существенно повысить эффективность работы ФНС и нанести сокрушительный удар по "серому" сектору экономики в нашей стране.

Речь, в частности, идет о расширении полномочий налоговой в области контроля и надзора:

  1. над банковскими счетами и финансовыми операциями физлиц и юрлиц;
  2. над правоотношениями в трудовой сфере (отслеживание трудовых договоров).

Суть инициативы в том, чтобы налоговые органы получили свободный доступ к банковским данным и базе всех трудовых договоров вне рамок проведения проверки. Это позволит оперативно и эффективно выявлять неплательщиков, предъявлять им налоговые требования, задавать неудобные вопросы, не затрачивая при этом много времени на бюрократическую работу. Другими словами, ФНС хочет снять с себя бремя необходимости сбора доказательств в отношении недобросовестных налогоплательщиков и полностью переложить его на последних, что в свою очередь означает установление безусловного контроля  налоговиков над налогоплательщиками.

Реакция министерств

Минфин предложения налоговой рассмотрел и, к радости налогоплательщиков, не одобрил (по крайней мере в части контроля за финансовыми операциями по счетам), придя к выводу, что на данный момент налоговые органы обладают достаточным объемом полномочий для эффективного налогового администрирования. Однако, относительно открытого доступа налоговиков к оцифрованной базе трудовых договоров, реакция Минфина и Минтруда до сих пор общественности неизвестна. Таким образом, этот вопрос на сегодняшний день остается открытым.

Цифровая база трудовых договоров: что это такое?

Над созданием и внедрением на рынок труда системы трудовых договоров в цифровом формате Минтруд работает с февраля текущего года, по поручению Правительства. Планируется перевести всю кадровую документацию и трудовые книжки на цифровой формат, а также установить электронно-информационный надзор в области трудовых правоотношений. В настоящее время запущен пилотный проект, в котором принимают участие несколько известных и крупных компаний. В планах чиновников перевести всю страну на цифровой формат КДП  к 2020 году.

Сущность предложения налоговых органов по данному вопросу заключается в том, чтобы:

  1. обязать всех юридических лиц и частных предпринимателей заключать договоры с персоналом в цифровом формате и в режиме реального времени, на базе информационного ресурса Минтруда;
  2. предоставить налоговым органам открытый доступ к информационному ресурсу Минтруда, вне рамок налоговой проверки.

По мнению ФНС, это позволит:

  1. анализировать договоры на предмет выявления ошибок и противоречий на всех этапах трудовых правоотношений (от заключения до расторжения);
  2. оперативно выявлять трудовые и налоговые правонарушения;
  3. защищать права работников;
  4. повысить прозрачность трудовых правоотношений;
  5. отслеживать размер зарплат и иных выплат работникам и выявлять несоответствие реальных отчислений компаний по страховым взносам и НДФЛ;
  6. увеличить объем поступаемых налоговых отчислений и взносов.

Возникнут ли трудности у работодателей?

Внедрение цифровой системы трудовых договоров переведет рынок труда в открытый режим, что безусловно, особенно на первых порах, создаст некоторые трудности для работодателей. Ведение КДП в реальном времени не дает права на ошибку. Каждая неточность или недочет могут повлечь за собой пристальный контроль трудинспекций и налоговиков, привлечение к ответственности и штрафные санкции. В настоящее время, у работодателей есть время на то, чтобы исправить ошибки перед ожидаемой проверкой. В режиме реального времени это уже не представляется возможным. Даже если чиновники ГИС и ФНС предоставят возможность устранения незначительных нарушений в определенные сроки без наложения санкций, компания все равно попадет “на карандаш” контролирующих органов, и, конечно, количество повторно выявленных нарушений будет учитываться автоматически с усилением ответственности по возрастающей. Кроме этого, у недовольных работников появятся дополнительные возможности для подачи жалоб на работодателей, в том числе, это может затронуть тех, кто выдает часть зарплат в конвертах.

Однако, как представляется, в обозримом будущем на “серый” сектор экономики это глобально не повлияет, поскольку те, кто до сих пор не заключал трудовые договора с персоналом, их заключать и не будет, и, соответственно, в цифровую базу договоров эти правоотношения не попадут. До тех пор пока возможны наличные расчеты и у налоговой нет полного контроля за банковскими операциями, полностью ликвидировать “серый” фонд оплаты труда не удастся. Тем не менее, очевидно, что давление ФНС и иных контролирующих органов со временем будет только усиливаться, и безусловно, определенные трудности у бизнеса периодически будут возникать. Но, как известно, у каждой проблемы всегда есть решение...